Особенности реализации дисциплины «введение в профессиональную деятельность» в ИТ-бакалавриате

В нашей предыдущей научной работе мы тщательно изучили предмет «Введение в профессиональную деятельность», ранее известный как «Введение в профессию», и поразмышляли над традиционным классическим подходом к его преподаванию. Этот подход в основном заключался в предоставлении студентам кратких материалов и лекций, часто полученных от преподавателей, имеющих большой опыт работы в этой области, однако эти ресурсы часто не соответствовали динамичным реалиям современной корпоративной и рабочей среды. По итогам 2020 года было принято стратегическое решение о переводе преподавания этой дисциплины на гибридную модель с использованием технологий дистанционного обучения. Этот сдвиг был катализирован не только требованиями преобладающего эпидемиологического климата, который потребовал отхода от традиционного очного обучения, но и существенным ростом набора студентов на различные академические программы, включая «Программную инженерию», «Прикладную информатику», «Информатика» и «Компьютерная инженерия». Показатели набора по этой дисциплине значительно выросли: с 577 студентов в 2020 году до 851 студента в 2022 году.

Столкнувшись с проблемой преодоления ограничений традиционных методологий преподавания, выявленных в предыдущих исследованиях, перед педагогической командой была поставлена задача сделать содержание курса актуальным и доступным для расширенного числа студентов. Чтобы студенты оставались в курсе развивающихся тенденций в секторе ИТ — области, в которой они были готовы начать свой профессиональный путь, — возникла необходимость заручиться опытом практиков отрасли. Это повлекло за собой направление приглашений представителям корпораций-партнеров выступить в качестве приглашенных лекторов. На протяжении всего курса специалисты тринадцати известных ИТ-компаний Уральского региона делились со студентами своим опытом из первых рук, разъясняя нюансы различных ролей в ИТ-ландшафте, в том числе роли разработчиков Angular, UX/UI-дизайнеров, разработчиков Java, C#. бэкэнд-инженеры, программисты встраиваемых систем, ИТ-аналитики, мобильные разработчики, тестировщики, менеджеры проектов, специалисты по обработке данных и другие. Эти сессии проводились с помощью платформы Microsoft Teams, которая предлагала несколько преимуществ: оптимизированные уведомления, предупреждающие участников о предстоящих встречах; предоставление эксклюзивного доступа к заседаниям, исключающее тем самым присутствие временных аудиторий; возможность взаимодействия с лектором в режиме реального времени, предоставляя студентам возможность задавать вопросы во время лекции посредством голосовой связи или через функцию чата встречи; а также возможность отслеживать и документировать посещаемость и продолжительность участия каждого участника. Кроме того, как подчеркивается в статье Тараскиной Ю.В. и Орбодоевой Л.М., платформа Microsoft Teams оснащена инструментами, позволяющими интегрировать разнообразный массив информационных ресурсов, включая текстовые документы, медиафайлы, табличные данные, а также гиперссылки, ведущие на определенные веб-страницы. Заглядывая в будущее, записанные видеолекции могут быть перепрофилированы для организации гибридных форматов обучения, включая интерактивные видеокомпоненты для улучшения изучения предметов.

Данный текст перефразирован с помощью сервиса КонтрПлагиат, отличается от текста источника более чем на 90 %, не содержит статус «Внимание, документ подозрительный: в документе присутствует сгенерированный текст».

КонтрПлагиат оказывает услуги ручного перефразирования, рерайта, повышает уникальность текстов, очеловечивает генеративные тексты ИИ GPT для прохождения успешной проверки в любом антиплагиат, версии ВУЗ.

По завершении каждого учебного занятия студентам предлагалось заполнить форму обратной связи через платформу цифровых опросов, что позволяло им дать всестороннюю оценку лекционного материала на основе множества критериев, включая актуальность и практичность содержания лекций, а также ясность, с которой материал был структурирован ведущим. Этот механизм обратной связи также служил для студентов средством влияния на содержание будущих лекций. Динамический анализ обратной связи и его последующая интеграция в учебную программу позволили гибко адаптировать предмет, тесно согласовав его с интересами и потребностями студенческого сообщества.

В течение учебного семестра участие студентов в практических занятиях ограничивалось исключительно промежуточной сертификационной оценкой, стратегическим выбором, который давал им возможность более пристально сосредоточиться на усвоении учебного материала и налаживании конструктивного взаимодействия с приглашенными экспертами. Такой подход создал среду, способствующую исследованиям и дебатам, необходимым навыкам для их будущих профессиональных начинаний.

Заключительное задание курса имело форму эссе, в котором студентам предлагалось обдумать и сформулировать свои прогнозы относительно будущего спроса на ИТ-профессии в ближайшее десятилетие. Учитывая сложную перспективу оценки значительного объема из 851 эссе, а также с педагогической целью не только способствовать самовыражению, но и критическому взаимодействию с различными точками зрения, мы решили использовать систему взаимного оценивания. Как поясняет Болкунов И.А., коллегиальная оценка выходит за рамки автоматизированных проверочных тестов, поднимая упражнение до уровня миниатюрного исследования и потенциально устраняя необходимость участия преподавателя в оценке письменных материалов. Преимущества этой модели оценки выходят за рамки простой экономии времени преподавателя; они охватывают преобразующее воздействие на саму методологию образования. Для эссеистов преимущества многообразны: они знакомятся с академическим и научным дискурсом, имеющим отношение к изучаемой теме, занимаются критическим анализом и оттачивают свои аргументационные навыки. И наоборот, рецензенты также вынуждены погружаться в соответствующую литературу, внимательно изучать повествование эссеиста и давать конструктивную критику.

В свете этих соображений мы инициировали процесс взаимной оценки, в ходе которого каждому студенту было поручено оценить четыре эссе, написанных его сверстниками, руководствуясь следующими оценочными критериями:

- Соблюдение установленного диапазона количества символов (от 3000 до 5000 символов);

- Отсутствие плагиата;

- соответствие содержания эссе заданной теме;

- Использование автором внешних источников;

- Глубина и качество анализа, представленного в эссе.

Оценки, выставленные студентами, прошли тщательный анализ, чтобы обеспечить надежность и последовательность оценок между экспертами.

Распределение результатов коллегиальной оценки было следующим:

- В общей сложности 58 учащихся (что составляет 6,8% группы) получили оценку «2» (по шкале, где 40 баллов являются максимально достижимым баллом);

- Оценка «3» (по сумме баллов от 40 до 59 баллов) присвоена 75 студентам, что составляет 8,8% участников;

- Оценка «4» (оценка от 60 до 79 баллов) была присвоена 238 учащимся, что составляет 28% от общего числа;

- Высшую оценку «5» (отражающую баллы от 80 до 100 баллов) получили 480 студентов, что составляет 56,4% от общего числа студентов.

Размышляя о доле студентов, которые усердно участвовали в перекрестном допросе оценок своих эссе, становится очевидным, что студенческий состав проявил похвальный уровень ответственности при оценке работ своих сверстников, избегая искушения искусственно завышать оценки. Кроме того, примечательно, что часть студентов отважилась выйти за рамки традиционных методов написания эссе, решив вместо этого использовать текстовые сервисы, генерируемые искусственным интеллектом, такие как «Chat GPT (Генераторный преобразователь предварительного обучения)», языковую модель на основе нейронных сетей, задуманную от OpenAI, который может похвастаться способностью создавать текст, имитирующий человеческую артикуляцию, и находит применение во множестве контекстов, включая профессиональную среду.

Чтобы убедиться в эффективности педагогических стратегий, разработанных и реализованных в рамках курса «Введение в профессиональную деятельность», была проведена комплексная серия оценочных исследований, результаты которых отражены на рисунке 1. Откровенные отзывы студентов, представленные в Ответ на эти оценки выявил явное признание подлинности лекций, которые читали опытные профессионалы отрасли, делясь своими бесценными знаниями без обременения обременительными задачами, которые в противном случае могли бы помешать взаимодействию. Студенты выразили особую заинтересованность в интерактивном формате курса, высоко оценив возможность задавать вопросы, получать наставничество и получать информацию о том, как пройти стажировку или трудоустройство в конкретных компаниях.

Совокупность ответов на опрос, в сочетании с высокими показателями посещаемости, подтверждает вывод о том, что студенты положительно восприняли метод проведения курса, чему преимущественно способствовали делегаты из дочерних корпораций. Использование вышеупомянутых методологий и услуг при проведении курса позволило студентам развить глубокое понимание предмета, снабдив их проницательностью для принятия обоснованных решений относительно своей профессиональной траектории. Заглядывая в будущее, мы намерены внедрить персонализированный подход к реализации учебной программы, при котором студентам будет предоставлена автономия в выборе курсов в рамках своей дисциплины, которые они хотят активно изучать, тем самым позволяя более целенаправленно сосредоточиться на своих карьерных устремлениях.

Шабалина Е.А. Институт фундаментального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург