Исследовать возможности искусственного интеллекта при разработке учебно-методических материалов в университетах

Одной из современных тенденций развития цифрового общества является использование возможностей искусственного интеллекта (ИИ) для совершенствования образовательного процесса в университетах, что включает в себя создание учебно-методических материалов и предоставление рекомендаций. Ключевые слова: искусственный интеллект, чат-боты, обучающие материалы, процедуры формирования запросов искусственного интеллекта. Характерной чертой нынешнего этапа общественного развития является активная интеграция искусственного интеллекта в различные области, включая образование, что способствует решению многочисленных проблем. Такая интеграция расширяет возможности усиления учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, включая системы контроля качества знаний студентов и формирования адаптированных учебных курсов с учетом индивидуальных траекторий обучения [1]. Такие улучшения неизменно приводят к улучшению результатов обучения и повышению уровня вовлеченности учащихся. Примечательно, что университеты используют разнообразные системы управления обучением для образовательных процессов, такие как LMS With Moodle, которые предлагают адаптируемые конфигурации для удовлетворения конкретных требований [2]. Быстрые темпы технологического прогресса требуют быстрой интеграции инновационных результатов из различных секторов в образовательные системы, что требует ускоренной разработки учебных материалов — задачи, поддающейся технологиям искусственного интеллекта.

Анализ онлайн-ресурсов выявил множество инструментов, использующих искусственный интеллект, в частности чат-ботов. Чат-боты с искусственным интеллектом, диалоговые программы, использующие технологию искусственного интеллекта для автоматического взаимодействия с пользователем, могут привлекать пользователей посредством голоса или текста, используя такие методы, как нейронные сети и машинное обучение, для обеспечения связного общения. Чат-боты служат разнообразным целям, включая поддержку клиентов, обработку заказов, генерацию текста и идей, языковой перевод, анализ данных, поиск информации, помощь в управлении проектами, а также поддержку в обучении, образовании, медицинских консультациях и других. В число заслуживающих внимания чат-ботов, облегчающих выполнение этих задач, входят ChatGPT, Jasper AI, YouChat, КонтрПлагиат, OpenChatKit, Socratic, Cleverbot, Replika, Mitsuku, Xiaoice, Wysa, Woebot, Hugging Face, BotStar, Tars, Landbot, Flow XO, поток разговоров, IBM Watson, Amazon Assistant Lex. и многие другие. Эти инструменты служат примером разнообразных применений искусственного интеллекта для улучшения различных аспектов человеческого взаимодействия и производительности.

Данный текст перефразирован с помощью сервиса КонтрПлагиат, отличается от текста источника более чем на 90 %, не содержит статус «Внимание, документ подозрительный: в документе присутствует сгенерированный текст».

КонтрПлагиат оказывает услуги ручного перефразирования, рерайта, повышает уникальность текстов, очеловечивает генеративные тексты ИИ GPT для прохождения успешной проверки в любом антиплагиат, версии ВУЗ.

В настоящее время рынок чат-ботов предлагает широкий спектр инструментов, каждый из которых обладает уникальными способностями и функциями, открывая новые горизонты в разработке образовательных материалов с использованием искусственного интеллекта, способного обрабатывать информацию в текстовом, звуковом, видео и графическом форматах. Примером такого инновационного подхода является создание чат-бота, функциональность которого может включать.

- GPT-3.5 и GPT-4. Эти модели искусственного интеллекта способны создавать тексты, основываясь на заданных параметрах, таких как темы и ключевые слова.

- AI Dungeon. Платформа для создания интерактивных историй на основе ввода пользователя.

- Article Forge. Инструмент для создания уникальных статей в соответствии с заданными параметрами.

- Quillbot. Сервис для переформулирования и редактирования текста.

В области визуального творчества.

- DALL-E. Генерация высококачественных изображений на основе текстовых описаний на английском языке.

- Canva. Инструмент для графического дизайна и редактирования изображений.

- Picasso. Создание уникальных картин.

- Deep Art Effects. Преобразование фотографий в произведения искусства в стиле знаменитых художников.

Для аудио.

- Lyrebird. Создание реалистичных звуковых клонов на основе небольшого набора звуковых образцов.

- Descript. Генерация голосовых сообщений с естественным человеческим качеством.

- Replica Studios. Создание голосовых персонажей.

- Modulate.ai. Изменение интонации и высоты голоса в реальном времени на основе текстовых сообщений.

Для видео.

- Lumen5. Создание видео на основе текстового описания.

- Vibby. Разработка видеоконтента из текстовых материалов.

- Promo. Специализация на создании видеорекламы.

Эти чат-боты различаются по уровню доступа к ресурсам. от полностью бесплатных до платных, с регистрацией или без неё. Для разработки текстовой части образовательных материалов был выбран и протестирован чат-бот, указанный в таблице 1. В ходе тестирования были созданы несколько тестовых вопросов по дисциплине “Информатика” с использованием ChatGPT и Perplexity. После соответствующих корректировок запрос был выполнен несколько раз. Доступность чат-ботов для обработки текста представлена следующим образом.

- Perplexity. Доступ бесплатный, регистрация не требуется.

- ChatGPT 3.5. Бесплатный доступ через Telegram.

- ChatGPT 4. Требуется регистрация, доступ в России ограничен.

- Anyword. Требуется регистрация, предоставляется 7-дневная бесплатная пробная версия.

Результаты работы ChatGPT оказались более высокими. Для получения более полной и корректной лекции с использованием Perplexity требуется дальнейшая пошаговая доработка запроса. Кроме того, с помощью чат-бота был получен подробный тематический план по предмету “Информатика” для гуманитарного направления, общим объемом 144 часа обучения, соответствующий действующему плану школы. Наблюдаются незначительные различия в распределении времени по конкретным темам. Таким образом, искусственный интеллект показал хорошие результаты в обработке запросов.

Один из основных документов, организующих учебный процесс, - это рабочий план предмета, включающий в себя часть компетенций. Отслеживание развития компетенций должно осуществляться не только с помощью тестовых вопросов, но и с использованием практических заданий.

В современном образовательном процессе, где время и ресурсы являются ценными активами, использование искусственного интеллекта для создания образовательных материалов открывает новые возможности для оптимизации рабочего времени преподавателей. Согласно проведенному анализу, в настоящее время на исследовательскую, методическую и организационную работу уходит не более 300 часов, большая часть из которых приходится на методическую деятельность. Применение технологий искусственного интеллекта позволяет ускорить процесс разработки учебных материалов, что, в свою очередь, дает возможность ученым уделять больше времени научным исследованиям и разработкам.

Чтобы получить более адекватный результат выполнения запроса чат-ботом, рекомендуется следовать определенному процессу составления запросов.

- Уточните тему. Определитесь, что именно вы хотите спросить у бота.

- Используйте ключевые слова. Укажите ключевые слова, связанные с вашей темой.

- Укажите формат ответа. Определите тип ответа, который вы ожидаете от бота (например, текстовый ответ или ссылку на ресурс).

- Задавайте вопросы ясно и корректно. Используйте грамматически правильные предложения и избегайте двусмысленных формулировок.

- Будьте конкретны. При необходимости предоставьте дополнительные детали, чтобы бот мог предоставить более точный ответ.

- Используйте приветствия и благодарности. Добавьте вежливость к вашим запросам, чтобы создать положительную атмосферу в вашем общении с ботом.

- Проверьте ваш запрос на ошибки. Перечитайте ваш запрос, чтобы убедиться, что он грамматически правильный и содержит все необходимые детали для получения ответа от бота.

Если запрос составлен правильно, качество материала будет хорошим, однако в любом случае он требует тщательного анализа. Таким образом, использование искусственного интеллекта в образовательной сфере может стать значительным шагом вперед в улучшении качества образования и эффективности преподавательской работы.