Активная цифровизация различных отраслей экономики в сочетании с модернизацией системы образования в первую очередь вращается вокруг интеграции цифровых образовательных технологий в образовательную среду. Эта цифровизация требует переоценки роли учителей в распространении знаний в образовательной среде. Более того, это побуждает к изучению методологий привития цифровых компетенций студентам в традиционных университетских условиях. Ключевые слова: технологии дистанционного образования, цифровые возможности, виртуальная образовательная среда, электронное обучение. Современные достижения в области информационных и коммуникационных технологий стали катализатором преобразований во всех сферах человеческой деятельности, особенно повлияв на образование и изменив профессиональный ландшафт педагогов. Законодательно понятия «электронное обучение» и «технологии дистанционного образования» получили социально значимые определения.
Электронное обучение включает в себя «использование информации, хранящейся в базах данных, для организации образовательной деятельности и реализации образовательных программ, а также информационных технологий и технических ресурсов, облегчающих обработку данных, а также информационных и телекоммуникационных сетей, облегчающих взаимодействие между студентами и преподавателями для распространения указанной информации». [1]. С другой стороны, технология дистанционного образования относится к «образовательной методологии, в первую очередь использующей информационные и телекоммуникационные сети для обеспечения удаленного (на расстоянии) взаимодействия между студентами и преподавателями» [1]. Этот сдвиг парадигмы породил новые педагогические подходы, концептуальные основы, методологии и учебные инструменты, воплощением которых стало появление термина «виртуальная учебная среда» или «виртуальная образовательная среда». Этот термин объединяет «информационный контент и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, задуманных и используемых в образовательных целях всеми заинтересованными сторонами, участвующими в образовательном процессе».
Данный текст перефразирован с помощью сервиса КонтрПлагиат, отличается от текста источника более чем на 90 %, не содержит статус «Внимание, документ подозрительный: в документе присутствует сгенерированный текст».
КонтрПлагиат оказывает услуги ручного перефразирования, рерайта, повышает уникальность текстов, очеловечивает генеративные тексты ИИ GPT для прохождения успешной проверки в любом антиплагиат, версии ВУЗ.
Отличительные признаки, присущие виртуальным образовательным средам, включают их телекоммуникационно-ориентированный характер и использование инфраструктуры Интернета, включающее элементы программного и аппаратного обеспечения, такие как базы данных, платформы для создания онлайн-курсов, инструменты видеотелефонии и конференц-связи, а также учебные ресурсы, такие как виртуальные библиотеки и электронные инструменты оценки. Более того, организационные и управленческие компоненты, определяющие нормы и ориентиры взаимодействия в этой среде, а также психосоциальная динамика, охватывающая межличностные отношения, конкуренция, сотрудничество, психологический стресс и конфликты, способствуют многогранному характеру этой среды. Различные способы взаимодействия между участниками образовательной сферы, включая синхронный, асинхронный, групповой и индивидуальный режимы, еще больше обогащают ландшафт виртуального обучения.
Для того чтобы преподаватели умело создавали и поддерживали виртуальную образовательную экосистему школы, приобретение соответствующих навыков и компетенций во время учебы или постоянное развитие цифровых навыков становится обязательным из-за динамичного характера этих виртуальных сред. Цифровая компетентность означает способность быстро и умело решать проблемы в профессиональной, личной и социальной сферах, используя разнообразные технические решения и информационные технологии. Он включает в себя умелый выбор и использование информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни, охватывая такие задачи, как поиск информации, критический анализ, синхронизация устройств, финансовые транзакции, онлайн-покупки и создание мультимедийного контента.
Архитекторы виртуальных образовательных сред должны использовать сплоченное сотрудничество, методологии проектирования и инновационное интернет-взаимодействие на форумах, социальных сетях и платформах обмена мгновенными сообщениями для разработки разнообразных учебных задач и создания сообщества онлайн-обучения среди студентов. Одновременно с этим перед преподавателями возложена задача курировать и поддерживать свои отдельные образовательные сферы, хранить профессиональные и личные данные, подробную информацию об учебных курсах, учебных материалах, методических ресурсах и ссылках на дополнительные образовательные утилиты. Известные платформы, способствующие этому начинанию, включают Uchi.ru, Foxford, Open School 20.35, iSpring и Яндекс.Школа, предлагающие такие сервисы, как Яндекс.Уроки и Яндекс.Учебник.
Инициирование развития цифровых компетенций среди обычных студентов начинается с освоения виртуальной образовательной среды университета, которая обычно размещается на веб-серверах учреждения и работает через образовательную платформу. Виртуальная образовательная среда университета представляет собой объединение программного обеспечения, технологических и коммуникационных ресурсов, реализуемых через удаленные системы. В основном платформа Moodle служит основой для создания университетских виртуальных образовательных экосистем, дополненных современными коммуникационными сервисами, такими как Skype и Google Meet, для обогащения опыта совместного обучения.
С 2022 года «Рекомендации по методам развития талантов для программы бакалавриата на основе единого структурного и содержательного подхода», изложенные в «Ядре высшего образования» [3], являются оперативными руководящими принципами, направленными на повышение качества обучения. ландшафт высшего образования. Программы подготовки учителей воплощают в себе типичные характеристики программ бакалавриата в области образования в различных образовательных областях. Таким образом, в рамках модуля «Коммуникация и цифровые технологии» сегмента «Общепрофессиональная подготовка» особый акцент делается на предмете «Цифровые образовательные технологии». Этот предмет представляет собой основополагающий компонент для всех будущих преподавателей, основная цель которого - «способствовать развитию коммуникативных навыков студентов, подготовить их к умелому социальному взаимодействию и деловому общению как на русском, так и на иностранных языках, включая использование профессиональных компетенций в учебной деятельности». Кроме того, он направлен на то, чтобы подготовить их к беспрепятственной навигации в цифровой сфере в контексте их профессиональной деятельности, включая умелое использование технологий искусственного интеллекта» [3].
Студенты, обучающиеся по программе бакалавриата, независимо от академической подготовки, знакомятся с тонкостями создания и поддержания виртуальной образовательной среды посредством изучения предмета «Цифровые образовательные технологии». Это проявляется через развитие различных навыков и компетенций, включая, помимо прочего:
- Мастерство обеспечения информационной безопасности и соблюдения протоколов цифровой гигиены;
- Навыки создания и обработки видеоконтента с использованием необходимого программного обеспечения и интернет-сервисов;
- Компетентность в разработке электронных курсов и умелое использование онлайн-платформ в учебных целях;
- Умение создавать ресурсы электронного обучения для включения в свои курсы, включая интерактивные материалы, такие как плакаты, онлайн-оценки, викторины и т.п.;
- Способность использовать инструменты создания веб-сайтов и вести образовательные блоги для облегчения обучения;
- Навыки использования мобильных устройств и приложений в виртуальных образовательных учреждениях для улучшения качества обучения;
- Возможность организации онлайн-тренингов и подготовки необходимых учебных пособий для внедрения, а также беспрепятственного взаимодействия со множеством сервисов и приложений, таких как Google Meet и Zoom.
Полный набор навыков и компетенций является неотъемлемой частью студентов, занимающихся цифровым образованием. К ним относятся:
- Продвинутые навыки поиска, необходимые для анализа цифровых ресурсов, имеющих отношение к образовательным задачам, использования поисковых систем и логических операторов для эффективного поиска информации.
- Компетентность в управлении персональными данными в соответствии с правилами конфиденциальности и этическими соображениями.
- Навыки использования облачных технологий для хранения данных, обеспечения доступности и безопасности.
- Умение обрабатывать документы, включая такие задачи, как редактирование, форматирование и организация информации.
- Мастерство использования форм Google для проведения научных исследований и проведения онлайн-опросов, облегчения сбора и анализа данных.
- Техническая хватка в использовании цифровых технологий как для образовательных, так и для развлекательных целей, повышения качества обучения и проведения досуга.
- Способность разрабатывать и распространять цифровые портфолио, демонстрирующие академические достижения и профессиональный рост, а также способствовать развитию и поддержанию цифрового этикета и приличия в онлайн-взаимодействии.
- Способность к самооценке и постоянному совершенствованию цифровой грамотности, осведомленность о развивающихся информационных технологиях и новых рыночных тенденциях.
- Навыки самостоятельного изучения электронных материалов на различных устройствах, таких как планшеты, ПК и мобильные телефоны, что способствует самостоятельности в учебе.
- Возможность организовать удаленный контакт и взаимодействие с профильными экспертами, облегчая консультации и оценки через цифровые платформы.
- Навыки создания распределенных сообществ пользователей с общими интересами в виртуальном обучении, использование специализированных веб-сайтов и социальных сетей для совместного обучения.
- Знание современных стандартов, регулирующих инструменты и технологии электронного обучения, умелое применение этих стандартов в образовательной практике.
- Возможность классифицировать различные электронные устройства на основе их функциональных возможностей и приложений в образовательных учреждениях.
- Умение использовать справочные инструменты, предназначенные для придания навыков поиска информации в различных форматах.
- Компетентность в реализации процедур когнитивного контроля для оценки глубины понимания и усвоения учебного содержания.
- Умение использовать образовательные и игровые программные инструменты для создания сценариев решения проблем и навигации по ним, развитие навыков критического мышления и принятия решений.
- Мастерство использования образовательного программного обеспечения для облегчения передачи информации и развития навыков в образовательном контексте.
- Навыки использования программного обеспечения для моделирования для закрепления ранее пройденного материала и улучшения опыта самостоятельного обучения.
- Компетентность в использовании программного обеспечения для моделирования для создания иммерсивной среды обучения на основе конкретных параметров визуального восприятия.
- Способность создавать визуальные представления текущих процессов с помощью презентационного программного обеспечения, улучшая понимание и сохранение сложных концепций.
- Умение использовать инструменты досугового программного обеспечения для внеклассной деятельности, направленной на релаксацию и умственную стимуляцию.
- Умение использовать интерактивные технологии, такие как управление сенсорным экраном, многозадачность на нескольких экранах и использование гипертекстовой разметки для плавной навигации.
- Знакомство с функциями, преимуществами и ограничениями интерактивных образовательных инструментов, таких как интерактивные доски, столы, планшеты и консоли, что способствует принятию обоснованных решений относительно их интеграции в образовательную среду.
Чтобы адекватно подготовить студентов к профессиональной деятельности в цифровой сфере, становится необходимым модернизировать образовательные программы, интегрировать информационные технологии, пересмотреть педагогические методологии, улучшить физическую и технологическую инфраструктуру университетов и постоянно повышать цифровую компетентность преподавателей университетов.