Виртуальная образовательная среда

В последние десятилетия быстрый прогресс информационных технологий спровоцировал трансформационные сдвиги в различных сферах общества. Эти инновации, вызванные растущим расширением коммуникативных связей, быстро проникли в образовательную сферу, изменив существующие технологические практики и породив новую область — виртуальную образовательную среду.

Понятие «виртуальная образовательная среда» приобрело значительную популярность в современном педагогическом дискурсе. Ученые отважились на множество интерпретаций этой конструкции, каждая из которых подчеркивает отдельные аспекты ее разнообразной природы.

М. Е. Вайндорф-Сысоева трактует «виртуальную образовательную среду» как совокупность информационной субстанции и коммуникативных возможностей локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, которые коллективно формируются и используются всеми участниками образовательного процесса в учебных целях [1, с. 87]. Эта перспектива подчеркивает целенаправленное педагогическое намерение в виртуальной сфере и коммуникативную направленность сетевых возможностей.

Профессор психологии М.Л. Смулсон характеризует виртуальную образовательную среду как совокупность разнообразных образовательных материалов и другого контента, распространяемого через Интернет, включая систематические курсы, соответствующие учебным программам средних и высших учебных заведений, программы повышения квалификации и множество других информационных ресурсов — как структурированных, так и других. случайные и несвязанные — встречаются на веб-сайтах и социальных платформах [2]. Эта точка зрения признает, что образовательный ландшафт также включает в себя случайный контент, изначально не созданный для дидактических целей, а перепрофилированный пользователями для образовательных целей. Эта парадигма отражает современный дух времени доступности информации, когда власть традиционного образовательного учреждения над эпистемическим авторитетом все чаще оспаривается более молодыми когортами.

Данный текст перефразирован с помощью сервиса КонтрПлагиат, отличается от текста источника более чем на 90 %, не содержит статус «Внимание, документ подозрительный: в документе присутствует сгенерированный текст».

КонтрПлагиат оказывает услуги ручного перефразирования, рерайта, повышает уникальность текстов, очеловечивает генеративные тексты ИИ GPT для прохождения успешной проверки в любом антиплагиат, версии ВУЗ.

М.О. Скуратовская рассматривает виртуальную образовательную среду как сложную систему, включающую информационные технологии, такие как платформы онлайн-курсов, цифровые коммуникационные инструменты, базы данных, и педагогические активы, такие как виртуальные образовательные репозитории и специализированные электронные курсы, которые обслуживают широкий спектр компьютерных технологий. образовательные взаимодействия, варьирующиеся от синхронных коллективных занятий до асинхронных, индивидуализированных форм обучения [3]. Эта интерпретация изображает виртуальную образовательную среду как связующее звено интерактивности между участниками и элементами образовательного процесса.

Запускалова представляет убедительную парадигму объединения виртуальной образовательной среды, изображая ее как спонтанно организованное созвездие информационных экосистем, объединенных группой автономных агентов, чьи взаимосвязи по своей сути нелинейны, вероятностны и подвержены превратностям институционализированного риска внутри динамичное общество. Эти агенты ориентируются и проявляют свои личные жизненные стратегии и ценностные установки среди дихотомии осязаемых и виртуальных образовательных реалий [4, с. 66]. Это сложное, хотя и несколько запутанное определение, похоже, затрудняется возникающими сложностями, присущими педагогическому подходу Монтессори.

Распространение источников, способствующих формированию виртуальной образовательной среды, можно объяснить растущим числом пользователей образовательных ресурсов и повсеместной интеграцией виртуальных компонентов в цифровые ландшафты, окружающие нынешнее поколение.

По сути, виртуальную образовательную среду можно представить как многогранный массив виртуальных пространств и разнообразного контента, тщательно созданного учеными для тщательного отбора и использования участниками в образовательной сфере. Взаимодействие в этой сфере происходит как синхронно, в режиме «реального времени», когда ответы получаются мгновенно, так и асинхронно, на разовой основе, что обеспечивает определенную степень автономии от сверстников или преподавателей.

Привлекательность виртуальной образовательной среды обусловлена несколькими убедительными факторами:

- Для студентов, ограниченных различными ситуативными факторами, перспектива заниматься академической деятельностью в предпочитаемом ими учебном заведении без необходимости переезда представляет собой убедительный аргумент.

- Возможность адаптировать свой образовательный путь путем выборочного изучения конкретных курсов и предметов, соответствующих индивидуальным стремлениям, значительно сокращает продолжительность обучения, поскольку время больше не выделяется на лишние предметы в рамках стандартной учебной программы. Овладение дополнительными навыками подтверждается удостоверениями, удостоверяющими полученные знания, которые могут быть предъявлены потребителям услуг, работодателям или основным образовательным организациям.

- Возможность продолжать образовательную деятельность на любом этапе имеет первостепенное значение, особенно когда развивающиеся технологии требуют от профессионалов подтверждения своего опыта или усвоения новых знаний и компетенций.

- Беспрепятственный доступ к электронным библиотекам и сборникам онлайн-курсов, предлагающим педагогические ресурсы и научные материалы исключительно в цифровом формате, заметно расширяет исследовательские и образовательные перспективы для всех, кто участвует в образовательном процессе.

- Возможность почерпнуть идеи от выдающихся педагогов и уникальных специалистов повышает мотивацию. Учащиеся самостоятельно выбирают курсы и предметы, создавая персонализированные образовательные траектории, тем самым возвещая появление уникального эксперта в обществе.

- Возможность обучения на востребованных курсах, которые могут привлечь десятки тысяч абитуриентов, исключает необходимость существенных финансовых вложений в развитие инфраструктуры учебных заведений и пополнение рядов педагогических кадров. Виртуальная образовательная среда облегчает распространение курсовой работы среди студентов за пределами физического класса. Асинхронная модальность образовательного процесса обеспечивает гибкость, учитывая графики работающих студентов или тех, кто проживает в разных часовых поясах.

- Наглядность образовательного процесса возрастает в геометрической прогрессии, что способствует поддержанию вовлеченности аудитории. Подсчитано, что более 90% информации, которую мы усваиваем из окружающего мира, мы получаем через визуальные каналы.

- Использование разнообразных форм сотрудничества, включающих совместные научные усилия и использование различных ресурсов, способствует образовательному и научному динамизму, символизирующему сложные междисциплинарные исследования.

- Получение информации из удаленных источников в виртуальной среде опережает традиционные способы обучения, удаленные от образовательного учреждения.

- Удаленный и асинхронный характер работы затрудняет передачу невербальных сигналов. Педагогический процесс в отдаленных пределах виртуального пространства требует широкого взаимодействия с текстовым содержанием, требуя тщательного формулирования не только концептуальных основ статьи или аргументации, но также структуры текста, связности, логической последовательности, точности выражения, академической стилистики. и лексический выбор [5, с. 84].

- Пандемия 2019 года поставила человеческое общество в затруднительное положение, когда необходимость ограничения прямых социальных взаимодействий сосуществует с непреходящей приверженностью образованию младших групп.

Тогда возникает вопрос: какие атрибуты виртуальных образовательных сред препятствуют их всеобщему принятию и широкому применению?

Виртуальная образовательная среда основана на объединении разнообразных источников информации, каждый из которых является неотъемлемой частью непрерывного обучения. Недостатки таких сред немаловажны; они включают анонимность определенных ресурсов, распространение заведомо ложных материалов на многочисленных платформах, а также сохранение и усиление исторических неточностей. Таким образом, перед преподавателями стоит двойная ответственность: обучать студентов искусству получения информации и прививать им критические способности, необходимые для тщательного выбора источников и эффективного подтверждения информации, полученной с помощью дополнительных материалов.

Использование блогов и чтение комментариев других пользователей позволяет учащимся понять актуальность обсуждаемых тем. Однако это может привести к потенциальным ловушкам, таким как перегрев дебатов, эскалация боевых действий и необоснованная огласка. И наоборот, участие в дискурсе развивает навыки аргументации, активного слушания и поиска компромисса. Педагоги обязаны прививать эти компетенции своим ученикам, направляя их с учетом научной этики.

Стремясь увеличить число учащихся на определенные академические курсы, некоторые учебные заведения радикально изменили свой педагогический подход, приняв модель, лишенную взаимодействия или физических встреч между студентами и преподавателями: лекции переведены в заранее записанные форматы, а оценки проводятся с помощью компьютерных программ. . Этот сдвиг парадигмы представляет угрозу квинтэссенции образования, поскольку процесс обучения, характеризующийся усвоением новых идей, неразрывно связан с более широким образовательным опытом, охватывающим передачу жизненной мудрости, соблюдение как формальных, так и неформальных правил. академические традиции, этические принципы и т.д.

Виртуальная среда часто дает ответы с неоправданной поспешностью, лишая спрашивающего времени (или желания) самостоятельно обрабатывать информацию. Это разрушение привычки к независимому мышлению в сочетании с зависимостью от решений, найденных в Интернете, способствует склонности присваивать интеллектуальный труд других, тем самым подрывая личные научные усилия. Хотя определенные устойчивые лингвистические конструкции являются обычным явлением в научном дискурсе, всем участникам образовательного процесса крайне важно выработать позицию абсолютной нетерпимости к плагиату.

Появление новых технологий вызвало острую дискуссию о доступности Интернета и связанных с этим расходах. Важно признать растущие расходы, связанные с расширением доступа к информационно-ориентированной образовательной среде, коммуникационным платформам, специализированному программному обеспечению и необходимому оборудованию. Растущее цифровое неравенство представляет собой серьезную проблему. Проблема доступности образования для экономически обездоленных людей усугубляется растущей зависимостью от виртуальных технологий, которая не только ограничивает их перспективы на рынке труда, но и превращает их в своего рода «цифровое гетто», где будущий доступ к новым технологиям может быть ограничен или вообще недостижимо.

Подводя итог, можно сказать, что технологическое мастерство виртуальной образовательной среды ускорило сейсмический сдвиг в традиционных педагогических методологиях. Новые инструменты и возможности, появившиеся таким образом, расширили географический охват участников образования, предоставили ресурсы для учащихся на протяжении всей жизни всех возрастов и стадий, укрепили научные сети и повысили мобильность как преподавателей, так и студентов.

В то же время современные образовательные технологии рискуют свести процесс обучения к простой механической процедуре, потенциально разрушая бесценное прямое взаимодействие и совместное творчество, которые происходят между учителями и учениками. Гражданский долг образовательного сообщества — собраться с решимостью сознательно охранять и передавать заветные традиции, нормы и морально-этические основы академической среды.