Повсеместная интеграция цифровых технологий во множестве секторов общества ускорила глубокую метаморфозу на рынке труда, заметно увеличив спрос на профессионалов, обладающих высокими цифровыми навыками в своих соответствующих областях знаний. Одновременно с этим в сфере образования стали свидетелями появления новых педагогических методологий благодаря множеству цифровых инструментов, что стало катализатором смены парадигмы в ролях заинтересованных сторон образовательного процесса. Следовательно, парадигма массового образования развилась, чтобы обеспечить возможность применения индивидуального подхода, адаптированного к образовательным потребностям каждого отдельного учащегося.
Цифровые педагогические платформы позволяют учащимся создавать персонализированные образовательные траектории, тщательно выверенные для оптимизации их фундаментальных знаний, набора навыков, когнитивных способностей и уникальных способов усвоения информации.
Дискурс вокруг индивидуализации учебного процесса был постоянной темой в научных трудах как советских, так и международных деятелей психологии и педагогики. Л. С. Выготский, например, в нескольких своих плодотворных работах разъяснил уникальные потребности и возможности каждого ученика. В «Мысли и речи» он утверждал, что педагогическая практика должна быть тщательно адаптирована к особым потребностям и возможностям каждого ученика [1]. Его трактат «Подросток и детство» еще раз подчеркнул необходимость признания уникальных качеств каждого учащегося в организации образовательных усилий [2]. Советский педагог Б. Ф. Скворцов подчеркивал необходимость признания индивидуальных особенностей, стремлений и интересов учащихся, был инициатором индивидуализированного педагогического подхода, основанного на дифференциации содержания образования; Советский психолог Л. И. Божович углублялся в тонкости учебной мотивации и интересов, а советский философ и литературовед М. М. Бахтин, среди других, внес свой вклад в эту богатую картину исследований. Среди зарубежных ученых заслуживают внимания работы Ж. Пиаже, Б. Блума, Д. Карраско и др.
Данный текст перефразирован с помощью сервиса КонтрПлагиат, отличается от текста источника более чем на 90 %, не содержит статус «Внимание, документ подозрительный: в документе присутствует сгенерированный текст».
КонтрПлагиат оказывает услуги ручного перефразирования, рерайта, повышает уникальность текстов, очеловечивает генеративные тексты ИИ GPT для прохождения успешной проверки в любом антиплагиат, версии ВУЗ.
В современную эпоху, чему способствовали успехи в области цифровых технологий, появилось множество научных работ, в которых рассматриваются такие конструкции, как индивидуальные планы обучения, индивидуальные образовательные траектории и адаптированные образовательные траектории. Творчество Н.Ю. Шапошникова служит наглядным примером [3].
С современной точки зрения, персонализация образования включает в себя потенциальную возможность создания уникальной образовательной программы, основанной на необходимости непрерывного самообразования на протяжении всей жизни, с конечной целью достижения выдающегося положения в качестве востребованного авторитета в выбранной области образования.
Реализация персональной образовательной траектории по дисциплине «Информатика» эффективно облегчается посредством Электронной образовательно-информационной среды (ЭОИС) на платформе LMS Moodle, которая позволяет:
– Выполнение разнообразной деятельности, включающей теоретические, практические и экспериментальные задачи, упорядоченные в соответствии с уникальными требованиями и уровнем знаний человека;
– Предоставление индивидуальных заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения и адаптированных к конкретным задачам или областям интересов учащегося;
– Возможность выполнять дополнительные задачи на различных уровнях квалификации, включая базовый уровень и выше, тем самым набирая дополнительные баллы в рамках оценочной системы баллов;
– Комплексный механизм выставления оценок и оценок, который тщательно отслеживает личные достижения каждого учащегося и его прогресс в освоении предмета;
– Предоставление индивидуальной обратной связи и поддержки для каждого отдельного образовательного пути каждого учащегося, обеспечивающее ясность понимания им усвоения предмета и достижение оптимальных результатов обучения.
В совокупности система управления обучением EOIS Moodle оснащена обширным набором инструментов, которые играют важную роль в структурировании образования для индивидуальных траекторий обучения. Крайне важно адаптировать курсы и их интерактивные компоненты так, чтобы они тщательно удовлетворяли потребности каждого учащегося, гарантируя, что он получит необходимую поддержку и обратную связь для полной реализации своего потенциала.
Образовательная траектория каждого студента формируется в рамках академической сферы университета, которая представляет собой взаимосвязанную систему, имеющую свою особую структуру и функции. Архитектура образовательных пространств университета неразрывно связана с их функциональным назначением, которое включает в себя научные занятия, которыми, как ожидается, будут заниматься студенты.
Студенческая исследовательская работа (НИРС) становится важнейшим инструментом, который значительно повышает уровень преподавания по всем предметам, включая сферу информатики. Исследовательская деятельность представляет собой систематическое и целенаправленное занятие, в ходе которого студенты углубляются в изучение и анализ научной и технической литературы, как отечественной, так и международной, и решают теоретические и прикладные затруднения в рамках своих профессиональных дисциплин. SRW дает студентам возможность погрузиться в научную сферу и отточить свою исследовательскую хватку.
Использование исследований в качестве проводника личной образовательной траектории означает, что каждый студент обладает автономией в определении курса своих исследовательских усилий, руководствуясь своими индивидуальными пристрастиями и потребностями. Эта модальность способствует росту личных компетенций и навыков, тем самым усиливая стимул заниматься предметом. Более того, исследовательская деятельность служит катализатором развития творческой самостоятельности студентов, поскольку перед ними стоит задача самостоятельно формулировать запросы, выбирать методические подходы, интерпретировать результаты и делать выводы.
Образовательные потребности учащегося, его врожденные способности и готовность к освоению учебной программы в сочетании с преобладающими стандартами содержания образования в совокупности определяют формулировку индивидуального образовательного пути учащегося, который составляет существенный элемент персонализированной образовательной траектории. Помимо элементов содержания, персонализированные образовательные траектории также включают в себя методологии, используемые при реализации индивидуальных образовательных траекторий, а именно, стратегии, используемые при структурировании образовательного процесса.
В этой научной работе мы рассматриваем индивидуальные образовательные траектории в рамках одной дисциплины, модель которой была предложена в одном из наших предыдущих исследований [4]. Примечательно, что для того, чтобы выбранная образовательная траектория соответствовала уровню образования учащегося по конкретному предмету, желательно разработать различные альтернативные траектории обучения. При этом индивидуальные образовательные траектории учащихся должны определяться исходя из их образовательных потребностей и внутренних возможностей, с должным учетом их пристрастий. По сути, индивидуализированная траектория обучения учащегося тщательно разработана для использования его скрытого потенциала и достижения превосходных образовательных результатов.
Кроме того, участие в исследовательской деятельности позволяет студентам глубже вникать в интересующие их аспекты предмета, выходя за рамки предписанного содержания курса. Изучение научной литературы и участие в практических занятиях, таких как разработка и создание виртуальных и комплексных программ, предоставляют возможности для развития более глубокого и целостного понимания интересующих тем, чем обычные курсовые работы, тем самым способствуя более глубокому пониманию как теоретических принципов, так и практическое применение, а также взаимосвязь между разрозненными дисциплинами. Следовательно, студенты имеют право представлять свои результаты на конференциях, организованных кафедрой «Общая информатика», включая проводимую два раза в год межвузовскую научно-техническую конференцию «Наука и молодежь в 21 веке», предназначенную как для студентов, так и для аспирантов. а также Всероссийская или межвузовская студенческая научно-практическая конференция «ИТ в современном мире: проблемы и решения» в зависимости от географического распределения участников. Темы, освещаемые в презентациях студентов на таких конференциях, подчеркивают их живой интерес к современным цифровым технологиям, а успешное распространение их исследовательских работ служит катализатором для дальнейшего изучения этих областей.
Показательно, что анализ последней (2022/2023 учебного года) межшкольной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Наука и молодежь в 21 веке» раскрывает широкий спектр тем, включая, помимо прочего: развитие виртуальных конференц-залы для собраний комитетов студенческого союза, использование Arduino для создания электронных пианино, разработка мобильных роботов на базе Arduino, интеграция искусственного интеллекта в образовательную деятельность студентов, внедрение технологий умного дома, создание виртуального университета туры, автоматизация обязанностей дежурных по станциям и применение 3D-технологий в различных контекстах.
Более того, помимо вышеупомянутых конференций, участие в олимпиадах по изучаемым дисциплинам является важнейшим механизмом повышения успеваемости студентов и формирования у них необходимых навыков для будущей профессиональной деятельности. В дополнение к конференциям олимпиады служат многогранным целям, позволяя участникам: тщательно оценить и усовершенствовать свои способности; развивать навыки и компетенции в специализированных областях, тем самым пополняя свой резервуар знаний и практического опыта; укрепить их мотивацию преуспеть в предмете; укреплять их уверенность в себе и развивать способность адаптироваться к решению проблем; получать похвалы, соразмерные их повышенному уровню владения предметом; и развивать навыки межличностного общения, способствуя установлению более тесных и сплоченных отношений с другими участниками, помимо других преимуществ. Ежегодно кафедра общей информатики приглашает студентов принять участие в трех олимпиадах, включая Открытую международную интернет-олимпиаду для студентов колледжей, Межвузовскую олимпиаду по поиску информации в Интернете и Межвузовскую олимпиаду по информационным технологиям.
Примечательно, что система оценки, используемая для определения итоговых оценок учащихся по предмету, включает в себя соображения их участия как в конференциях, так и в олимпиадах, дополненные педагогическими инструментами, предназначенными для повышения мотивации, которая проявляется главным образом через вручение наград в виде значков или медалей.
Такие награды, вручаемые преподавателями вручную в знак признания участия учащихся во внеклассных занятиях, дают различную степень дополнительных баллов в зависимости от полученной оценки, при этом оценки проводятся на основе конкретного проекта и обсуждаются индивидуально на заседаниях кафедры. Более того, участие в конференциях и олимпиадах является важной составляющей личного портфолио студентов, тщательно подбираемого на протяжении всей его академической поездки. Таким образом, развитие участия студентов в разнообразных исследовательских начинаниях олицетворяет индивидуальный педагогический подход, способствующий достижению необходимого уровня знаний, необходимого для общей профессиональной компетентности в рамках дисциплины, одновременно воспитывая внутреннюю мотивацию к обучению, тем самым предоставляя каждому студенту свободу действий. определить свой собственный уровень мастерства по отношению к приобретенному корпусу знаний.
Эта ориентированная на дисциплину педагогика подкрепляется признанием внутренних способностей учащихся, адаптированных к индивидуальным способностям и потребностям, тем самым порождая развитие у учащихся высокой самооценки.