В сфере цифровой трансформации наряду с правительственными и отраслевыми инициативами активно реализуются многочисленные стратегии, направленные на поддержку цифровой экономики и повышение эффективности государственного управления. Ключевой путь для реализации этих целей лежит в стратегическом развертывании информационных технологий. В ходе Московского финансового форума заместитель федерального министра финансов Эли Абубакарович Исаев подчеркнул значение Постановления Правительства № 655 от 14 апреля 2022 года, которое отложило введение Государственного внутреннего финансового контроля (далее – ИСФК) до 1 года. Январь 2023 г. Признавая, что деятельность по финансовому контролю может быть временно отложена из-за ее ретроспективного характера, и признавая преимущества минимизации нагрузки на субъект контроля, продолжающееся развитие виртуального государственного финансового контроля (VGFC) сосредоточено на цифровизации и оптимизации требований. помещены в контролируемую среду. Поскольку внедрение информационных систем для введения в эксплуатацию VGFC набирает обороты, императивом станут новые методологии и нормативно-правовая база, подчеркивающая симбиоз реформ финансового регулирования с цифровизацией в современную эпоху.
Комплексное изучение Кодекса внутреннего финансового контроля показывает, что в деятельности органов внутреннего финансового контроля необходимо руководствоваться тремя основополагающими принципами: информатизация, автоматизация и риск-ориентированность. Принцип информатизации требует, чтобы уполномоченный орган получал необходимые контрольные документы из государственной информационной системы, к которой он имеет доступ. Автоматизация, в свою очередь, способствует повсеместному использованию информационных технологий на всех этапах контрольной деятельности, оптимизируя повседневные процессы управления и позволяя анализировать обширные наборы данных. Наконец, принцип ориентации на риск предписывает надзорным органам сосредоточить свое внимание на объектах контроля, действия которых могут поставить под угрозу бюджетную систему. Интеграция этих принципов в стандартную структуру требует плавной интеграции ИТ в процессы управления. Если эти принципы найдут свое место в VGFC, необходимость внедрения ИТ будет однозначной. Следовательно, стремление к автоматизации и ориентации на риски может быть эффективно реализовано путем создания автоматизированной системы анализа рисков в рамках Государственной интегрированной информационной системы (ГИИС), известной как «электронный бюджет». Многогранный функционал инструмента анализа рисков в ГИИС «Электронный бюджет» включает в себя разнообразные механизмы автоматизации, включая алгоритмы машинного обучения и плагины, разработанные с использованием различных языков программирования.
Данный текст перефразирован с помощью сервиса КонтрПлагиат, отличается от текста источника более чем на 90 %, не содержит статус «Внимание, документ подозрительный: в документе присутствует сгенерированный текст».
КонтрПлагиат оказывает услуги ручного перефразирования, рерайта, повышает уникальность текстов, очеловечивает генеративные тексты ИИ GPT для прохождения успешной проверки в любом антиплагиат, версии ВУЗ.
При выборе объектов контроля посредством автоматизированных алгоритмов на основе критериев «важности» и «вероятности», которые являются частью критериев внутреннего государственного контроля, регулирующих планирование контрольной деятельности, решающее значение имеет реализация информационных принципов. К 2022 году в Подсистеме информационно-аналитического обеспечения (ПИАО) ГИИС «Электронный бюджет» будет внедрен инструмент «Паспорт объектов контроля», который будет использоваться сотрудниками Подразделения государственного контрольного аудита (ГКАУ) Федерального министерства финансов, начиная с 2022 года. в 2023 году. Целью этого инструмента является предоставление аудиторам соответствующей информации, включая подробную информацию о директорах, организациях из других источников, учредителях, предшественниках и личных счетах Федерального министерства финансов. Формируемый паспорт объектов контроля включает в себя информацию, необходимую аудиторам при проведении контрольной деятельности, например, данные о реорганизации или изменении адреса или организационно-правовой формы. Кроме того, ПИАО взаимодействует с данными из внешних информационных систем, таких как ГИР БО (отчетность жилищного учета контролируемых организаций) и ЕФРСБ (информация о неплатежеспособности контролируемых организаций) и других. Следовательно, данные из внешних информационных систем могут дать ценную информацию, которую аудиторы могут впоследствии использовать во время проверок, например, подробную информацию об изменениях в кредиторской задолженности или личных банкротствах. Кроме того, инструмент обладает аналитическими возможностями, в том числе автоматизированными алгоритмами рейтингования объектов управления на основе конкретных показателей, таких как качество внутреннего финансового аудита или рейтинги закупок. Изучив функционал инструмента «Паспорт объектов контроля» и хранимые данные, аудиторы могут оперативно получить доступ к информации о подконтрольных лицах в целях контроля и аудита, просто правильно настроив параметры поиска в инструменте и просмотрев документы из других систем (гиперссылки в ПИАО). Поскольку необходимые документы получаются из информационной системы, а не запрашиваются у контролируемого лица, аудиторы тратят меньше времени на поиск информации, тем самым снижая нагрузку на контролируемую среду за счет минимизации запросов на дополнительные документы. Следовательно, информационные технологии, используемые в нынешней институциональной практике VSFC, облегчают перевод как этапа подготовки, так и процесса контроля в электронный формат с минимальным нарушением контролируемой среды.
Давно сложившиеся формы бюджетного контроля, такие как проверки, аудиты и расследования, изложенные в Законе о бюджете, не решают адекватным образом новые проблемы, с которыми сталкиваются органы внутреннего финансового контроля при интеграции информационных технологий в свою деятельность. Хотя полностью автоматизированный анализ рисков, используемый контролирующими органами, официально не признан в законодательстве формой или методом бюджетного контроля, он обычно применяется органами ВСФК на практике. В результате была разработана карта рисков нарушений бюджетного законодательства и план мероприятий по контролю. Постепенно выездные проверки уступают место камеральным проверкам, чему способствуют информационные системы и анализ рисков, позволяющие аудиторам дистанционно оценивать эффективность и законность деятельности субъектов контроля. Географические информационные системы (ГИС) играют жизненно важную роль в деятельности внутреннего финансового контроля, предоставляя данные об объекте контроля, хранящиеся в органе внутреннего финансового контроля, эффективно создавая «цифровой образ» объекта для аудиторского анализа. В результате постепенно снижается потребность в таких формах контроля, как выездные проверки, предполагающие прямое взаимодействие аудиторов и объектов контроля. Как в органах внутреннего финансового контроля, так и в проекте ведомства Минфина наблюдается тенденция к увеличению использования «дистанционных» форм (мониторинга) и методов финансового контроля с использованием информационных технологий (финансово-бюджетный мониторинг, финансово-бюджетный мониторинг, бюджетное руководство). По мнению Е.А. Исаева, компьютеризация внутреннего финансового контроля меняет парадигму финансового контроля: информационные технологии способствуют переходу к онлайн-мониторингу поведения объектов контроля и минимизируют вмешательство аудитора в финансовую деятельность контролируемого лица. Несмотря на отсутствие нормативной базы подходов в новой парадигме VSFC, их применение в практике организаций VSFC демонстрирует высокую эффективность. Например, как сообщает Заместитель руководителя Департамента городского надзора Ю.В. Урожаева на Московском финансовом форуме отметила, что внедрение регулирования SMART позволило повысить уровень предотвращения нарушений путем предварительного надзора до 80 процентов и снизить последующий финансовый контроль на 93 процента за счет предварительного контроля. В современных условиях система внутреннего финансового контроля, которой действующий Закон о бюджете придает большое значение для целей аудита, постепенно теряет свою актуальность в эпоху информационных технологий. Этот сдвиг можно объяснить несколькими факторами: всепроникающим влиянием информационных технологий, которые повышают эффективность планирования и осуществления контрольной деятельности, тем самым превращая последующий финансовый контроль в работу в режиме реального времени; появление новой парадигмы финансового контроля, основанной на «цифровых изображениях» взаимодействия с объектом контроля; и способность контролирующего субъекта минимизировать свое воздействие на контролируемое лицо, одновременно сокращая вмешательство аудитора в деятельность контролируемого лица.
Несмотря на активное развитие информатики финансового контроля, многие инновации остаются недостаточно регламентированными. Новые методы и формы внутреннего финансового контроля еще не закреплены на законодательном уровне. В Бюджетном кодексе Российской Федерации преимущественно признаются три формы финансового контроля: проверки, ревизии и расследования. С 2020 года введены семь стандартов, регулирующих деятельность в области государственного финансового внутреннего контроля, включающих принципы информатизации, автоматизации и риск-ориентированности. Примечательно, что стандарты планирования контрольной деятельности подчеркивают использование информационных технологий как ручных, так и комбинированных методов сбора и анализа информации об объектах контроля. Однако, учитывая значительный объем данных, включенных в годовые планы контроля как на федеральном, так и на региональном уровне, из стандарта плана контроля следует исключить ручной сбор и анализ информации, противоречащие принципу автоматизации.
Кроме того, стандарт вводит конкретные требования к информационным системам регуляторов, включая такие критерии, как «вероятность» и «значимость». Эти критерии определяют структуру оценки ценности каждого критерия и категории риска, позволяя создателям географических информационных систем (ГИС) вводить дополнительную информацию для более разумной оценки индикаторов риска. В перспективе стандарты, регулирующие контрольную деятельность, будут учитывать запросы сотрудников внутреннего финансового контроля на доступ к информационным системам субъектов контроля и других государственных органов, уделяя особое внимание цифровому формату документов, представляемых субъектами контроля.
Несмотря на существующие фиксированные меры контроля в рамках действующей системы финансового контроля, сохраняются ограничения с точки зрения практики аудита и использования информационных технологий и информационных систем для проверки документов, бухгалтерского учета и другой финансовой отчетности. В рамках отраслевого проекта развития SMART Министерства финансов стандарт должен быть расширен, чтобы охватить новые формы и методологии финансового контроля, включая финансовое руководство, финансовый мониторинг и управление рисками.
Такое дополнение позволит закрепить подход новой парадигмы внутреннего финансового контроля на уровне регуляторного поведения, где основное внимание будет уделяться камеральному аудиту, мониторингу и использованию информационных технологий, тем самым повышая эффективность механизмов надзора. . Последний рассматриваемый стандарт определяет права и обязанности сотрудников органа финансового контроля и объектов контроля [7], очерчивая рамки подотчетности и прозрачности в нормативной среде. В частности, стандарт устанавливает право работников органа внутреннего финансового контроля на получение необходимого доступа к информационным системам контролирующего органа и иных государственных органов, а также связанные с этим право обязанности, предоставляющие контролирующему органу доступ к собственным информационным системам сотрудников органа контроля информации, тем самым способствуя сотрудничеству и оптимизируя протоколы доступа к данным.
Таким образом, действующее правовое регулирование внутреннего финансового контроля государства по-прежнему закрепляет существующую систему ВГФК в законе о бюджете, периодически внедряя информационные технологии в контрольную деятельность, хотя и не полностью интегрируя их в оперативные процедуры. Положение, регулирующее осуществление внутреннего финансового контроля, должно быть дополнено новой методологией планирования и осуществления внутреннего финансового контроля, которая была разработана с внедрением информационных технологий в контрольную деятельность и уже применяется на практике учреждениями ВСФК, что является важнейшим моментом. переход к более технологичным методологиям контроля.
В заключение хотелось бы отметить, что использование информационных технологий в сфере внутреннего финансового контроля в стране стало предпосылкой изменения методологии внутреннего финансового контроля, катализируя фундаментальный сдвиг операционных парадигм. Практика использования информационных технологий показывает повышение эффективности контрольной деятельности, а также снижение нагрузки на контролируемую среду, что, несомненно, может послужить основой для смены парадигмы внутреннего финансового контроля, где основное внимание будет уделяться по проведению кабинетных проверок, мониторингу, анализу деятельности и информационным системам, тем самым открывая новую эру упрощенных протоколов надзора. Существующее правовое регулирование нового подхода к контрольной деятельности ограничивается интеграцией принципов, предусматривающих внедрение информационных технологий, обеспечением использования риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, предоставлением права сотрудникам учреждений ВСФК для получения доступа к информационным системам подконтрольных лиц, что подчеркивает необходимость дальнейших законодательных и институциональных реформ. Однако, несмотря на использование ИТ в практике внедрения VGFC, новая методология до сих пор не закреплена должным образом ни на законодательном уровне, ни на уровне статута, что подчеркивает необходимость создания комплексной нормативной базы и стандартизированных протоколов для обеспечения эффективной реализации. и соблюдение стандартов внутреннего финансового контроля.