Социальные гарантии реализации права на образование в эпоху цифровых технологий

Образование, несомненно, служит краеугольным камнем в здании человеческой цивилизации, обеспечивая основополагающие элементы для инноваций и служа системной основой для преобразования всех аспектов человеческого существования. В эпоху цифровых технологий его значение возрастает, становясь первостепенной проблемой. Образовательный процесс по своей сути характеризуется симбиотическими отношениями между прямым обучением и взаимной обратной связью, поскольку передача знаний должна сопровождаться их усвоением и развитием; без этого взаимодействия сущность образования сводится на нет. Законодательная база, регулирующая соблюдение социальных гарантий, касающихся права на образование, имеет решающее значение, поскольку она играет ключевую роль в совершенствовании образовательной инфраструктуры.

В разгар продолжающейся цифровой революции крайне важно, чтобы образование продолжало выполнять свою ключевую функцию модератора когнитивных процессов, обеспечивая тем самым длительную стабильность педагогических учреждений. Образовательная политика государства основана на трех фундаментальных принципах: признание критической важности и незаменимости образования; обеспечение всеобщего доступа к образованию для каждого человека; и приверженность эгалитаризму в сфере образования.

КонтрПлагиат непрерывно осуществляет процесс тестирования своих технологий, данный текст результат такого тестирования. перефразирован с помощью сервиса КонтрПлагиат, отличается от текста источника более чем на 90 %, не содержит статус «Внимание, документ подозрительный: в документе присутствует сгенерированный текст».

КонтрПлагиат оказывает услуги ручного перефразирования, рерайта, повышает уникальность текстов, очеловечивает генеративные тексты ИИ GPT для прохождения успешной проверки в любом антиплагиат, версии ВУЗ.

Охраняемое право на образование закреплено как неотъемлемое и естественное право, которым человек наделен с рождения. Одновременно это также воспринимается как субъективное право, дающее человеку возможность использовать санкционированные государством знания для повышения своего образовательного статуса в целях личного улучшения и социального развития. Это право имеет внутреннюю ценность не только для отдельного человека, но распространяется на общество и государство в целом, которые получают выгоду от образованного и грамотного населения.

Принцип объективности далее проявляется в толковании правовых актов, регулирующих сферу образования. И наоборот, субъективность воплощается в управлении разнообразными социальными взаимодействиями, возникающими внутри образовательной экосистемы.

В контексте этого фундаментального права государство берет на себя роль стойкого опекуна и защитника. Внося свой вклад в образовательное развитие своего населения, расширяя его набор навыков (в частности, за счет интеграции передовых компьютерных технологий) и повышая общее благосостояние своих граждан, государство выполняет важнейший социальный долг. В своем обязательстве поддерживать право на образование государство несет ответственность за создание и поддержание образовательной инфраструктуры, способной всесторонне реализовать это право в современную эпоху цифровой эволюции.

Право на образование охватывает многогранную правовую основу, включающую совокупность взаимосвязанных компонентов: принцип всеобщего доступа, предоставление образования каждому человеку без дискриминации по возрасту; возможность продолжить множество уровней образования в различных форматах и учреждениях; гарантия географической доступности; автономия в выборе средства обучения, среди других аспектов.

Для реализации вышеупомянутого права необходима надежная социальная основа, охватывающая образовательную сеть с множеством уровней, модальностей и учебных программ, все из которых регулируются национальными критериями и направлены на содействие полной реализации потенциала человека по всему спектру существование.

Изоляция страны на международной арене и введение карательных мер потребовали радикального пересмотра образовательной сферы, что привело к отходу от Болонского соглашения и созданию инновационной образовательной парадигмы. Эти преобразования уже начали менять аспекты образовательной практики, изучения истории, культурного обогащения и внедрения цифровых методологий в сферу образования.

Чтобы создать авангардную образовательную структуру, которая была бы одновременно конкурентоспособной и высококачественной, соответствующей современным стандартам и появлению технологизации, первым шагом является формулирование юридической структуры, призванной обеспечить свободу образования и ее всеобщую достижимость.

Реализация свободы и доступности в образовательной сфере требует предоставления всем равных возможностей для получения качественного образования и поступления в академические учреждения. Повсеместная коммерциализация системы образования, начиная с базовых уровней детского сада и школы и продолжаясь до высших учебных заведений, препятствует пути к равному доступу для всех слоев общества. Следовательно, наиболее маргинализированные и уязвимые группы общества — люди с ограниченными возможностями, потомки многочисленных семей с братьями и сестрами, люди с ограниченными финансовыми средствами, мигранты и члены небольших национальных сообществ — с самого начала сталкиваются с непропорциональными проблемами в обеспечении образовательных возможностей, которые впоследствии развиваются. в совокупные недостатки. Следовательно, необходимо воспринимать «доступность образования не просто в буквальном измерении, но через призму общества — независимо от социального звена» [1. С. 26].

Юридические предпосылки реализации права на образование основаны на таких основополагающих принципах, как равенство и уважение прав человека, которые глубоко формируют суть законодательных и педагогических стандартов и служат основными гарантиями их принятия.

«Аксиома равенства выступает краеугольным камнем в рамках правового статуса личности, обладая доктринальной сущностью» [2. С. 78]. Этот принцип оказывает влияние на юридическое значение права на образование, устанавливая паритет независимо от экономического положения или принадлежности к какой-либо конкретной общественной фракции. Его цель – закрепить равенство человеческого достоинства.

Неравенства в образовательной сфере порождают социальную сегментацию во всех слоях, где образовательные учреждения предлагают платные услуги. Эскалация социально-экономического неравенства усугубляется дополнительными детерминантами стратификации, среди которых важное значение имеет географический фактор (невозможность выбрать учебное заведение в сельской местности, продолжительность поездок на работу и т. д.), а социокультурный элемент и педагогические устремления личности имеют значительный вес. Влияние этих элементов усиливается наличием дополнительных образовательных возможностей и современных информационных технологий.

«Принцип уважения прав человека выступает как универсальная, обязательная максима, служащая эталоном уважительного поведения...» [3. С. 54–55]. Реализация права на образование включает в себя уважение к личности, правам и свободам человека, признание внутренней ценности, что формирует основу равенства и всеобщего уважения. Любое нарушение принципа уважения считается дискриминацией личности в любом проявлении, умалением личного достоинства, неблагородным обращением с инородцами, порабощением или геноцидом.

Правовое управление образованием, как неотъемлемый аспект общественной жизни, требует создания мощного механизма для применения и защиты законодательных норм, лежащих в основе права на образование. Эволюция современного российского общества требует переоценки модальностей и сути реализации права на образование и создания более эффективного аппарата защиты указанного права.

Краеугольным камнем обеспечения права на образование, несомненно, является судебная гарантия этого права. Право на судебную защиту имеет первостепенное значение и включает в себя «право обращаться в суд, право на квалифицированного адвоката, право на справедливое судебное разбирательство, на вынесение решения по делу в приемлемые сроки, на исполнение судебного постановления и на получение вознаграждение» [4. С. 36–37].

Анализ сложившейся практики показывает, что нарушения права на образование преимущественно связаны с недостатками образовательного законодательства, что побуждает граждан преимущественно обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации, чтобы оспорить или отменить нормативные акты, регулирующие контроль в сфере образования.

Жалобы в основном направлены на вопросы, связанные с бесплатным характером образования (плата за получение второго и третьего высшего образования), автономией в выборе языка (к сожалению, практическое применение этого стандарта ограничивается реальными возможностями его введения в действие). . Появляются также жалобы на общедоступный характер дошкольного образования, которые в основном объясняются проблемами со списком ожидания (исключением квалифицированных специалистов из списка ожидания, а иногда список ожидания материализуется именно тогда, когда ребенку пора идти в школу, что приводит к тому, что к ситуациям, когда опекуны начинают стоять в очереди с рождения ребенка); выделение места в дошкольном учреждении независимо от места жительства (транспортные трудности); и относительно финансовых аспектов дошкольного образования. Реализация права на образование не должна зависеть от наличия мест в дошкольных учреждениях; Органы местного самоуправления (далее - МСУ) в условиях нехватки мест обязаны оперативно пополнить сеть дошкольных учреждений.

Не менее значимы разногласия по поводу выделения места в дошкольном учреждении по месту жительства и установленного режима посещения (группа полного дня или заочное наблюдение). К сожалению, юридическое обеспечение зачисления в ближайший детский сад, в отличие от школы (по принципу близости к месту проживания), в законодательстве не закреплено. В мегаполисах родители имеют возможность, записываясь в лист ожидания, указать предпочтительные детские учреждения, которые они хотели бы посещать для своих детей, однако жители сельских населенных пунктов лишены такого выбора. Заявки на включение в лист ожидания оформляются через портал Госуслуг или в Многофункциональном центре (МФЦ). При этом жители сельской местности сталкиваются с дополнительными препятствиями (не у всех есть возможность использовать новые технологии; географическое расположение МФЦ).

Социальная уязвимость в реализации права на образование также очевидна в процессе зачисления в школу (неспособность всех зарегистрировать ребенка через государственные услуги является заметным барьером). При регистрации по месту жительства в зоне обслуживания указанной школы зачисление ребенка является обязательным (до 30 июня такие абитуриенты имеют приоритет), после чего школа имеет право без ограничений зачислить любого абитуриента при наличии вакансий. Дети, не зарегистрированные по месту жительства, сохраняют право на образование в школьных и дошкольных учреждениях.

В нынешней образовательной среде существует заметное ограничение: зачисление осуществляется только после тех, кто имеет регистрацию в указанном населенном пункте. Однако это ограничение может быть воспринято как дискриминационное и, следовательно, может быть оспорено в суде.

На органы местного самоуправления возлагается обязанность гарантировать доступность образовательных возможностей и способствовать реализации основного права на образование. В их обязанности входит первоначальная регистрация детей на дошкольном уровне и выделение городских секторов за образовательными учреждениями, обеспечивая достаточные возможности для размещения всех учащихся в школах. В случае отказа в приеме в школу родителям необходимо обратиться в органы образования, как это предусмотрено статьей 67 Федерального закона № 273.

Современная система законов об образовании демонстрирует недостатки и непоследовательности, которые ускоряют нарушение или ограничение права на образование; отсутствие явных форм и карательных мер усложняет защиту этих прав в судебном порядке.

В сфере продолжающегося развития информационных технологий развитие чат-ботов требует особого внимания. Их развертывание и применение требуют законодательного одобрения. В настоящее время термин «чат-бот» не имеет формального законодательного признания и обычно определяется как «технологии, предназначенные для интерпретации языка и синтеза текста». Хотя чат-боты демонстрируют эффективность в управлении рутинной документацией, они не справляются с созданием индивидуальных документов; более того, их потенциальная полезность в образовательном секторе остается неисследованной.

В условиях пандемии переход на онлайн-обучение означал, что не каждый ребенок мог получить всесторонний образовательный опыт. С переходом на цифровые носители расписаний занятий, заданий, журналов и записей возникли проблемы, особенно для многодетных семей и для финансово ограниченных сельских образовательных учреждений, которые не могут поддерживать реализацию образовательных прав из-за экономических ограничений. В этом контексте основной обязанностью правительства является организация адресной поддержки населения в реализации вышеупомянутого права.

В современном взаимосвязанном мире отсутствие цифровых коммуникаций фактически препятствует полной реализации прав на образование. Ребенок, лишенный доступа в Интернет, по сути исключен из участия в образовательном процессе. В сфере защиты прав на образование в условиях цифровых достижений крайне важно для правительства обеспечить предоставление технологических ресурсов детям из экономически неблагополучных слоев населения, тем самым предоставив им однозначный доступ к информационным и коммуникативным услугам, предлагаемым образовательными учреждениями.

Обеспечение права на образование претерпевает трансформацию под влиянием появления цифровых технологий. Нынешняя эпоха требует детального понимания роли этого права в постоянно развивающейся цифровой среде, что требует комплексной стратегии его реализации и защиты в информационной экосистеме. Этот подход должен основываться на гармоничном равновесии между общественными интересами граждан и прерогативами правительства; такой баланс необходим для того, чтобы цифровая трансформация эффективно способствовала социальному прогрессу.