Что такое оригинальность (уникальность) текста академической работы, ВКР, дипломного или диссертации

Рано или поздно каждый студент, желающий быть не изгнанным из ВУЗа, сталкивается с необходимостью написания курсовой или дипломной работы. Однако важно понимать, что в этих работах необходимо не только соблюсти правила оформления, установленные ГОСТом, но и обеспечить высокую степень уникальности текстовой части. В связи с этим многих студентов интересует вопрос о том, как повысить уникальность текста работы. В этом материале мы рассмотрим несколько эффективных способов самостоятельного повышения уникальности курсовой или дипломной работы. 

Принцип работы системы антиплагиат, используемой в учебных заведениях, довольно прост. Проверяемый текст сравнивается с различными источниками информации в Интернете и в базах данных учебных заведений. Сравнивается не только сам текст, но и другие элементы работы, относимые к текстовому содержанию, например табличный материал. 

Почти все университеты настоятельно-безальтернативно рекомендуют своим студентам использовать сервис Антиплагиат.ру для проверки уникальности своих работ, причем это должна быть версия ВУЗ. Некоторые университеты также имеют собственное программное обеспечение для проверки качества и уникальности студенческих работ. Эти программы достаточно строги и могут обнаружить даже самые замаскированные (глубоко перефразированные) случаи плагиата. 

Важно отметить, что процент уникальности любой письменной или дипломной работы может варьироваться в зависимости от требований университета и характера текста. Тем не менее, в большинстве случаев можно ориентироваться на средние показатели. 

В технических текстах, где использование специфической терминологии затрудняет замену слов синонимами, рекомендуется процент уникальности 50-70%. Аналогично, в научно-технических текстах, где точность и аккуратность использования терминов отражает важность работы, желателен уровень уникальности 55-70%. 

Однако в целом ряде гуманитарных текстов, где автор имеет большую свободу в выборе слов и выражений, можно достичь уровня уникальности 70-95%.

Требования к уникальности диссертаций обычно выше. Для технических диссертаций рекомендуется уровень уникальности 60-75%, а для научных и научно-технических диссертаций желателен уровень уникальности 60-85%. Для гуманитарных диссертаций, где автор имеет большую свободу изложения, рекомендуется уровень уникальности 75-95%.

Таким образом, текстовая часть работы условно состоит из двух частей, изменяемой и не изменяемой. К неизменяемой относятся термины, математический аппарат, формальные части работы. Соотношение этих частей является показателем оригинальности. Многие ВУЗы достаточно точно исчисляют данное соотношение, но некоторые ВУЗы завышают показатель оригинальности и тогда рерайт превращается в натягивание уникальности - увеличение водности, придумывание особенных терминов, которые в научной практике никто не употребляет. Достаточно часто студенты топят себя сами, находят тексты в которых количество неизменяемой части превышает нормальные значения, другими словами в таких текстах содержится дефицит изменяемой части.

Еще одним распространённым случаем является высокочастотность текста, т.е. его распространённость. Некоторые общие темы даются фактически в каждом ВУЗе, они не меняются год от года, на эти темы написаны десятки тысяч работ, все они проиндексированы антиплагиатом и студенты, сталкиваясь с таким текстом должны проявлять чудеса рерайтерской изобретательности.

На рисунке ниже видно, что текст рерайта (левое окно) изменен к тексту источника (правое окно) на 94%. Желтым цветом выделены слова и фразы, которые не изменились. Не смотря на высокий показатель отличия, который выше нормативного значения 80% на 14%, при проверке в Антиплагиат ВУЗ мы видим, что этот текст продолжает считаться плагиатом.

Рисунок 1 - Текст рерайта (левое окно) изменен к тексту источника (правое окно) на 94%

Рисунок 2 - Изменение текста на 94% может оказаться недостаточным для избавления от плагиата